Инициатива ОНФ о совершенствовании федерального закона о рекламе в части «самозанятых» внесена в Госдуму
Самозанятым предлагают сообщать сведения о себе в рекламе.
Уточнение действующего законодательства необходимо для того, чтобы создать равные условия размещения рекламы для всех предпринимателей и гарантировать потребителям право на получение сведений о продавце, рекламирующем товар.
В настоящее время Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-Ф3 «О рекламе» (далее — № 38-Ф3) не содержит фактических запретов на использование рекламы физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (то есть самозанятого). Об этом, в частности, говорили предприниматели в мае на рабочем совещании Общероссийского народного фронта в Волгоградской области, по итогам которого в адрес ОНФ и поступили предложения о совершенствовании № 38-Ф3.
Народный фронт разработал проект федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О рекламе» (далее — законопроект) и 15 сентября 2022 г. направил на рассмотрение первому заместителю председателя комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по малому и среднему предпринимательству Альфие Когогиной. 18 ноября 2022 г. законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы.
Законопроектом предлагается закрепить за физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями и применяют специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», обязанность указывать сведения о себе как продавце в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи (то есть продажи онлайн). А именно, предлагается указывать фамилии, имени, отчества, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (ИНН), что позволит не только регламентировать правила предоставления рекламных услуг в отношении самозанятых, в особенности на площадках агрегаторов и маркетплейсов, но и обеспечить защиту прав граждан как потребителей на получение необходимой и достоверной информации о продавце.
В ОНФ полагают, что скорейшее принятие поправок окажет положительный социально-экономический эффект на сферу «самозанятости».
«Мы видим, что большинство крупных онлайн-площадок на сегодняшний день активно сотрудничают с самозанятыми. Любой гражданин, зарегистрированный в качестве плательщика налога на профессиональный доход, может продавать результаты своего труда на маркетплейсах, и пока не должен ничего сообщать о себе. Но мы уверены, что потребители должны иметь возможность получить необходимую и достоверную информацию о продавце, каким бы налоговым статусом он ни обладал. Это повысит прозрачность отношений продавца и покупателя и будет в конечном итоге выгодно им обоим», — отмечает заместитель руководителя исполкома ОНФ Арсений Беленький.
«В настоящее время в соответствии со статьей 8 № 38-Ф3 при онлайн-продаже должны быть указаны следующие сведения о продавце: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя», — сравнивает руководитель департамента правовой экспертизы и законопроектной деятельности Роман Чикун.
Специалисты предлагают поправкой к закону о рекламе устранить пробел в праве, чтобы обеспечить равные условия для самозанятых с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в сфере рекламы.